Недавно рассказывал, как мама учится общаться с бунтующим подростком. А представляете, у нас есть похожие группы, только для детей. Вот диалог с Катей, из 8-го класса:
— Паш, у меня проблемы с одноклассниками… — Расскажешь? — Мальчики были на ОБЖ, а мы с девчонками репетировали — готовились к конкурсу. Представляешь, а они обиделись. Предъявили нам претензии — почему мы их не подождали… И теперь не разговаривают с нами, ждут извинений… — Хочешь мы сейчас воссоздадим диалог с мальчиками, а ты понаблюдаешь, что с тобой происходит, когда они так говорят? — Хм, давай попробуем…
Катя выбирает участника, которому предлагает побыть в роли Артёма — того мальчика, с которым был конфликт. И начинает диалог:
— Слушай, Артём, нам на ОБЖ делать нечего. Учитель только мальчиков вызывает автомат разбирать, а нам скучно. Вот мы и пошли готовиться к конкурсу без вас… А вообще, мы вам предлагали вместе готовиться, но вы же не захотели… Какие теперь претензии? — А что трудно было нас немного подождать, а потом пойти репетировать? Если не хотите, чтобы мы участвовали, так и скажи… — Нет, мы хотим вместе! Мы хотели придумать идею, а потом встретиться и вместе обсудить… — В чём тогда смысл нас звать? Раз так, то можете и без нас готовиться… — Ну, и ладно…
Даю Кате подсказку: — Замечаешь, что у тебя внутри сейчас происходит? — Ударить его хочется! Зачем он себя так ведёт? Он, что не понимает, что мы хотели как лучше? — А ты и тогда в разговоре это понимала? Или только сейчас заметила? — Знаешь, пока ты не спросил, я не обращала на это внимания. — Слушай, а зачем вы позвали мальчишек участвовать? — Ну, как… Мы же не только ради победы готовимся к конкурсу. Нам клёво вместе время проводить. Мы недавно в одном классе, хочется поближе узнать друг друга, познакомиться. С мальчишками интереснее… — Замечаешь, как ты по-другому сейчас стала говорить? — Хм, я как-то спокойнее стала. Наезжать не хочется. И оправдываться. Мы ведь хотим вместе к конкурсу подготовиться… — Что бы ты тогда сказала Артёму? — Я бы сказала так: «Артём, мы участвуем в конкурсе, не только ради победы. Мы хотим и время вместе провести. Хотим больше общаться и подружиться с вами. Давайте готовиться к конкурсу вместе и придумаем идею, которая нам всем понравится». — Обращаешь внимание, как ты сейчас себя чувствуешь, когда всё это сказала. — Надо же! Спокойно. И обида прошла. Будет здорово, если они присоединятся к нам. А если откажутся, то мы с ними после уроков пообщаемся. — Как тебе этот опыт? — Очень интересно! Я ещё сейчас поняла, что до этого вроде хотела договориться с Артёмом, а сама на него наехала. Надо же… — Да, теперь, когда у тебя получилось себя перенастроить, это легко заметить. — Точно! Спасибо. Попробую завтра поговорить с ребятами. — Отлично. На следующей сессии расскажешь. — Обязательно!