Когда мы в стрессе или эмоционально истощены, наше поведение становится реактивным:
— вместо диалога — срываемся на повышенный тон;
— вместо поддержки — давим требованиями;
— вместо решения конфликтов — невольно усугубляем их, теряя контакт с учениками.
Если не осознавать свой эмоциональный настрой, то даже самые продуманные методики дают сбой.
Ваше эмоциональное состояние — не личная слабость, а профессиональный навык. И его можно развить, как умение составлять планы уроков или работать с интерактивной доской.
Не тот настрой — не тот результат
Не уловил, что происходит —
делаешь не то
Сделал как привык — получил, что обычно
Когда мы в стрессе, то наше профессиональное восприятие теряет объективность:
— вместо анализа — делаем поспешные выводы: «Ученик специально срывает урок!» или «Он не уважает меня!»;
— вместо внимания к ученику — пропускаем ключевые сигналы: усталость, тревогу, непонимание материала;
— вместо рефлексии — не осознаём, как наше эмоциональное состояние влияет на тон голоса, жесты и реакцию класса.
Если не поняли, что происходит, то рискуем действовать неэффективно: вместо помощи будем наказывать детей или пропустим шанс вовремя вмешаться и помочь в обучении. Если не уловили, что на самом деле происходит с учениками, то делаем неверные выводы.
И если даже мы хорошо понимаем причины поведения учеников, то можем действовать как привыкли:
— вместо гибкости — говорить шаблонные фразы;
— вместо поддержки — невольно критиковать, а сами этого даже не заметим;
— реагируем автоматически, хотя знаем: привычные методы не работают.
Если не менять подходы, всё идёт по кругу: те же методы → те же проблемы → та же усталость. Действуем по шаблону — получаем прежний результат.